Калифорнийский стартап JetZero получил контракт на 235 млн долларов от Министерства обороны США на строительство полномасштабного демонстратора технологий для самолета со смешанным крылом.
Ожидается, что по условиям контракта готовый к полетам демонстратор будет представлен в начале 2027 года. Технология BWB (смешанное или комбинированное крыло) рассматривается Пентагоном в качестве нового военно-транспортного средства и топливозаправщика по типу «воздух-воздух».
По заявлениям JetZero, новый самолет в качестве дозаправщика при той же дальности полета мог бы перевозить в два раза больше топлива, чем используемый сейчас Boeing KC-46. Либо тот же объем топлива, но на вдвое большее расстояние.
В сотрудничестве с Военно-воздушными силами США, Американским космическим агентством (NASA) и Федеральным управлением гражданской авиации (FAA) JetZero разрабатывает новый реактивный лайнер с комбинированным крылом для его ввода в эксплуатацию к 2030 году.
Экономический вопрос
Технология BWB позволяет значительно улучшить аэродинамические характеристики по сравнению с традиционными конструкциями. Смешанное крыло подразумевает более короткий и широкий фюзеляж, что обеспечивает естественную устойчивость и необходимую подъемную силу. Уход от традиционной конструкции корпуса в виде большой длинной трубы позволит значительно снизить вес и уменьшить лобовое сопротивление. Вследствие этого появится возможность использовать двигатели меньшего размера, что в свою очередь приведет к еще большему снижению веса и уменьшению расхода топлива. По подсчетам специалистов ВВС США, переход парка топливозаправщиков, грузовых самолетов и бомбардировщиков на новые технологии позволит снизить расходы на топливо на 1 млрд долларов в год.
Экологический вопрос
Но не только экономическая составляющая играет решающую роль. На конференции ООН по изменению климата COP-25, состоявшейся в Париже в 2015 году, было принято ключевое решение — приложить все усилия для ограничения повышения глобальной средней температуры на планете путем сокращения выбросов диоксида углерода в атмосферу. Это решение подстегивает к введению более жестких требований во всех отраслях промышленности, в том числе и в авиационной.
Научно обоснованная целевая инициатива (SBTi), учрежденная ООН, Всемирным фондом дикой природы и Институтом мировых ресурсов, предложила для авиационной отрасли программу по 30%-му снижению содержания углекислого газа к 2030 году, 50%-му снижению к 2035 году и полному переходу на нулевые выбросы к 2050 г.
Использование технологии смешанного крыла — это первый шаг к достижению поставленной цели. По заявлениям JetZero, улучшение аэродинамики за счет использования концепции BWB, снижение веса воздушного судна и как следствие — переход на менее мощные двигатели, потребляющие гораздо меньшее количество топлива, приведет к сокращению вредных выбросов на 50%. При этом для новой разработки не потребуется ничего, кроме уже существующих силовых установок и авионики. Компания планирует использовать турбовентиляторные двигатели канадского производства Pratt&Whitney. Кроме того, самолет спроектирован с учетов возможности использования уже существующей инфраструктуры аэропортов.
В JetZero заверяют, что новый авиалайнер будет 100-процентно совместим с экологически чистым авиационным топливом (SAF), а в дальнейшем может быть интегрирован с технологией водородных двигателей.
Кроме уменьшения расходов топлива и снижения вредных выбросов, специалисты JetZero обещают, что новый самолет будет гораздо тише нынешних лайнеров за счет установки двигателей над фюзеляжем, который будет служить своего рода экраном для распространения звуковых волн вниз по направлению к земле.
Конкуренты и партнеры
На прошедшем в июне Парижском авиасалоне представители JetZero активизировали взаимодействие с авиакомпаниями и провели ряд встреч с потенциальными поставщиками. Поскольку одни из крупнейших мировых производителей авиационной техники — Airbus, Boeing и Embraer — ведут собственные разработки в направлении уменьшения вредных выбросов, ими ранее было отклонено предложение об участии в программе BWB. В результате JetZero заключила договор со Scaled Composites — дочерней компанией американского военно-промышленного концерна Northrop Grumman.
Демонстрационные полеты планируется начать в 2027 г. При удачном стечении обстоятельств компания к 2030 году сможет представить на рынок самолет на 250 пассажиров с дальностью полета более 8000 км, заняв нишу среднемагистральных авиалайнеров и создав конкуренцию Airbus A330, Boeing 757 и 767.