FAA выдало сертификат летной годности, согласно которому демонстратор технологии BWB в масштабе 1:8 калифорнийской компании JetZero совершит серию испытательных полетов на авиабазе Эдвардс ВВС США в Калифорнии.
Размеры опытного образца с размахом крыльев около 7 м составляют 12,5% от полноразмерной модели будущего самолета. Демонстратор под названием Pathfinder должен был начать летные испытания в конце 2023 года, но из-за задержки с поставками некоторых компонентов испытания пришлось перенести. На данном этапе планируется собрать данные для оценки качества управления полетом, а также протестировать новую конфигурацию передней поворотной стойки шасси, которая позволит получить увеличение угла атаки на 5-6 градусов при взлете. Основная стойка шасси расположена в кормовой части и обеспечивает точку поворота самолета.
Начальный этап испытаний рассчитан на три месяца, после чего разработчик перейдет к созданию более крупного прототипа. Испытания полноразмерного демонстратора планируется провести в 2027 году, в соответствии с контрактом, подписанным с ВВС США. Партнером JetZero выступит американская военно-промышленная компания Northrop Grumman, известная в аэрокосмической области своими разработками в области электроники и информационных технологий. Ввод в эксплуатацию нового реактивного самолета со смешанным крылом планируется на 2030 год.
Получение разрешения от FAA дает JetZero некоторое преимущество во времени по сравнению с его конкурентами, также ведущими разработки в данном направлении. Над созданием своего самолета со смешанным крылом работают сразу несколько авиастроителей:
- Airbus (Франция) готовится представить на рынок свою новейшую разработку — модель самолета Maveric. Так же, как и JetZero, Airbus планирует использовать два двигателя, установленные над центральным корпусом в его кормовой части.
- Bombardier (Канада) продолжает работу над своей программой EcoJet. На выставке NBAA-BACE 2023 она представила кадры летных испытаний масштабной модели с размахом крыла 5,5 м.
- Инновационная авиакомпания Natilus (Калифорния, США) ведет разработки по созданию автономных беспилотных грузовых самолетов со смешанным крылом. Готовится представить линейку из трех моделей: Kona — грузоподъемностью 3,8 т, Alisio — 60 т и Nordes — 100 т.
- Flying-V (Нидерланды) — самолет для дальних перелетов, вмещающий около 350 пассажиров.
Все эти компании планируют ввести в эксплуатацию свои новые самолеты в 2030-2035 г.г. Все они обещают значительное уменьшение расхода топлива и снижение выбросов СО2 в атмосферу.