Американская компания Otto Aviation Group LLC работает над выпуском нового трансзвукового сверхламинарного самолета Celera.
Новая эра в бизнес-авиации
Благодаря исследованиям ламинарных воздушных потоков, проводимых Otto Aviation с 2007 года, специалистам компании удалось создать летательный аппарат с новыми аэродинамическими характеристиками. Ламинарные потоки, в отличие от турбулентных, благодаря плавному обтеканию корпуса самолета позволяют снизить лобовое сопротивление до 30%, а трение об обшивку до 80%.
Уменьшение сопротивления позволяет сократить расход топлива, что в свою очередь приводит к снижению веса самолета и дает возможность использования силовых установок меньшей мощности. Как итог — эффективность самолета повышается примерно в два раза по сравнению с другими воздушными судами данного класса, снижаются выбросы углекислого газа в атмосферу, уменьшаются затраты на производство, приобретение и эксплуатацию.
Celera 500L
В реестре FAA зарегистрирован как «Однодвигательный самолет с неподвижным крылом и возвратно-поступательным типом двигателя». Представляет собой моноплан со средним крылом, воздухозаборниками в задней части фюзеляжа и пятилопастным толкающим винтом в хвостовой части. Корпус имеет форму пули, что обеспечивает высокие аэродинамические свойства. Салон выполнен в стиле бизнес-класса и вмещает до 6 человек.
Испытательные полеты, проводимые в течение трех лет, показали отличные результаты (по сравнению с другими самолетами аналогичного размера):
- соотношение лобового сопротивления и подъемной силы улучшено на 30%;
- расход топлива снизился на 60%;
- выбросы СО2 сократились почти на 90%.
Салон высотой 1,88 м позволяет встать в полный рост, чем не могут похвастаться другие представители подобного класса бизнес-самолетов. Для сравнения — популярный Pilatus PC-12 имеет высоту кабины всего 1,47 м, Embraer Phenom 100Е и Bombardier Learjet 70 — 1,5 м, Beechcraft Premier 1A — 1,65 м.
Celera 500L сможет соединить бездозаправочным полетом практически любые два города США. По заявлениям разработчиков, одного галлона топлива будет хватать на 30-40 км полета. Это примерно 11 л на 100 км. Для сравнения — ныне существующим реактивным бизнес-джетам подобного размера одного галлона хватает на 3-5 км.
В августе 2020 года Otto Aviation создала специальный веб-сайт, на котором широкой общественности был представлен полномасштабный прототип новой революционной модели самолета. Хотя его максимальная крейсерская скорость — 720 км/ч — ниже, чем у реактивных бизнес-джетов, тем не менее она значительно превосходит скоростные возможности турбовинтовых самолетов сопоставимого класса (например, Beech King Air, скорость которого составляет 563 км/ч, или Pilatus PC-12 с 528 км/ч).
По предварительным подсчетам, эксплуатационные расходы составят 328 долларов в час, в отличие от других самолетов бизнес-авиации, где стоимость одного часа от 2000 долларов и выше. Это позволит значительно снизить стоимость полетов для клиентов. Цена перелета будет сопоставима со стоимостью билетов на обычный коммерческий рейс, но при этом сохранятся все плюсы частной авиации.
Celera 800
Позиционируется как трансзвуковой сверхламинарный самолет (TSL). Для полетов предполагается использовать SAF — экологически чистое авиационное топливо, которое позволяет уменьшить выбросы углекислого газа на 80%. В сочетании с заявленным разработчиком сокращением расхода топлива, выбросы СО2 на одну пассажиро-милю могут составить всего 36 г, что сопоставимо с показателями для электромобилей (в среднем 34 г).
Установка панорамных цифровых окон взамен традиционных призвана улучшить ламинарное обтекание корпуса и уменьшить общий вес воздушного судна.
По заявлениям специалистов Otto Aviation, расходы на эксплуатацию Celera 800 будут в два раза ниже, чем у самолетов подобного класса.
Celera 750L
Представляет собой удлиненную версию Celera 500L, которая будет вмещать до 19 пассажиров. Планируется использовать на рейсах дальностью 1500-1600 км. О планах по созданию данной модели было заявлено в 2022 году, но подробных сведений о прогнозируемых технических характеристиках компания пока не сообщает.
Кроме заявленных моделей, рассматривается возможность создания варианта большего размера — Celera 1000, а также беспилотной военной версии и грузового варианта, по вместимости сопоставимого с таким ближнемагистральным самолетом, как, например, Cessna Caravan.
Силовые установки для Celera
В настоящее время на прототипе 500L установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель RED A03 мощностью 500 л.с., производимый компанией Raikhlin Aircraft Engine Developments из Германии. Он состоит из двух взаимонезависимых 6-цилиндровых блоков, обладает высокой экономичностью и имеет сертификаты для работы на топливе Jet A1 и на биодизеле. Точно такой же двигатель используется на российском самолете Як-152.
В июне 2022 года Otto Aviation объявила о подписании соглашения с ZeroAvia — компанией, которая занимается разработкой и производством водородно-электрических двигателей. Использование данного типа двигателя на самолетах Celera способно привести к нулевым выбросам вредных веществ в атмосферу.
Если получение сертификата FAA пройдет по плану, то выпуск первых коммерческих самолетов Celera будет возможен уже в 2025 году, после чего начнется их серийное производство.