Авиастроительный концерн Bombardier совместно с Центром аэрокосмических исследований Канады и компанией SME Quaternion Aerospace проводят исследования новой конфигурации самолетов с целью уменьшения выбросов в атмосферу на 50%.
О проекте
Исследовательский проект EcoJet канадской компании Bombardier направлен на изучение новых технологий по снижению вредных выбросов самолетов.
Исследование технологии BWB (Blended Wing Body — смешанное с корпусом крыло) привело инженеров к созданию принципиально новой аэродинамической конструкции бизнес-джетов. Данная технология позволяет значительно уменьшить лобовое сопротивление воздушного судна, что приводит к снижению расхода топлива и, соответственно, к кратному уменьшению выбросов. В сочетании с использованием новейших силовых установок и других усовершенствований, инновационный планер позволит снизить выбросы в атмосферу до 50%.
Участники и партнеры программы
Концепция EcoJet вызвала большой интерес в отрасли, в том числе и со стороны военной авиации. Это подтолкнуло Bombardier заключить соглашения о сотрудничестве с несколькими университетами.
Одним из первых партнеров программы стал канадский Центр аэрокосмических исследований Университета Виктории (CfAR). Именно его специалистами были спроектированы и построены первые два летательных аппарата, демонстрирующих технологию EcoJet.
Другим партнером Bombardier стала компания SME Quaternion Aerospace (Британская Колумбия, западная провинция Канады). Компания ведет исследовательские разработки, а также занимается проектированием и оптимизацией различных аэрокосмических систем, производством беспилотных летательных аппаратов и созданием прототипов.
В сотрудничестве с компанией Siemens была создана система PLM (Product Lifecycle Management) — программное обеспечение, которое осуществляет управление информацией и процессами, а также обеспечивает контроль на каждом шаге жизненного цикла выпускаемой продукции.
Также компания Bombardier привлекает к работе над новой программой не только инженеров и техников из своего базового отделения в Монреале, но и специалистов своего отделения в Квебеке.
Всего партнерские отношения охватывают более 20 предприятий и исследовательских институтов не только внутри Канады, но и в других странах.
Работа над проектом
Программа EcoJet стартовала около 15 лет назад. Результатом начальных исследований и разработок стало создание первой масштабной модели с размахом крыла около 2,5 м (примерно 7% реального размера будущего бизнес-джета). Первый этап испытаний позволил получить информацию о поведении летательного аппарата с новыми аэродинамическими формами. На основе полученных данных инженеры Bombardier с помощью специальных компьютерных программ разработали модели поведения самолета, которые легли в основу создания ПО для бортовых компьютеров.
Окончание первого этапа работ позволило перейти к более масштабным испытаниям. В 2022 году была создана вторая модель самолета — с размахом крыла около 5,5 м (примерно 16% от реальных размеров такого самолета, как сверхдальнемагистральный Bombardier Global 6000). Официально этот летательный аппарат был представлен на ежегодной Европейской выставке деловой авиации EBACE-2023. Новая увеличенная модель летает выше, дальше и быстрее своего предшественника. Кроме того, она позволяет собирать еще большие массивы данных и дает лучшее представление о реальных законах управления летательным аппаратом с новой геометрией крыла BWB. На проходящей в США Международной выставке NBAA-BACE 2023 компания Bombardier представила эксклюзивные кадры летных испытаний, проводимых на втором этапе программы EcoJet. Интерес, проявленный к данному проекту, способствует его дальнейшему продвижению.
Будущее программы
По расчетам специалистов, использование технологии BWB позволит снизить расход топлива, а значит и сократить вредные выбросы, примерно на 20%. Уменьшение выбросов еще на 20% планируется осуществить за счет использования новых силовых установок, таких как гибридно-электрические, распределенные электрические или водородные источники энергии.
На второй демонстрационной модели были установлены два модернизированных реактивных двигателя, подобных тем, которые используются для радиоуправляемых моделей «flyers». С двигателями для полномасштабного бизнес-джета специалисты Bombardier пока не определились. Команда EcoJet рассматривает различные возможные варианты для выбора оптимального решения.
Экономии размером еще в 10% планируется достичь с помощью использования новых передовых материалов, способных значительно снизить вес воздушного судна, что также приведет к уменьшению расхода топлива.
Ожидается, что сокращения вредных выбросов на 50% удастся достичь к 2035 году, согласно экологическим обязательствам, возложенным на себя большинством крупных авиастроителей.
Некоторые технологии, разрабатываемые в рамках программы EcoJet, смогут в дальнейшем применяться на уже существующих моделях бизнес-джетов Bombardier, таких как Global и Challenger.