icon icon

Ежедневно 24/7

Ежедневно 24/7

Авиационная отрасль России в период санкций: состояние на начало 2023 года

photo_2023-03-04_20-58-41.jpg По данным Росавиации, за прошедший год 9 российских авиакомпаний прекратили свою деятельность в области коммерческих авиаперевозок. Их место на рынке заняли 7 новых игроков.

На начало 2022 года сертификат эксплуатанта на осуществление коммерческих перевозок имели 113 авиакомпаний. Еще около 200 эксплуатантов имели право на авиационные работы в различных отраслях — сельском хозяйстве, строительстве, медицине и др. Порядка 60 эксплуатантов осуществляли свою деятельность в области авиации общего назначения (АОН).

Компании, получившие сертификат эксплуатанта в 2022 г.

Сертификат эксплуатанта — это главный документ, который дает право на осуществление коммерческих воздушных перевозок, выполнение авиационных работ и полетов в сегменте АОН. Выдается этот документ Росавиацией. Если по какой-либо причине он был аннулирован, то восстановлению более не подлежит.

В 2022 г. на российском рынке авиации появились новички как в сфере коммерческих авиаперевозок, так и в сфере АОН, и в сегменте выполнения авиационных работ.

Компании, получившие сертификат эксплуатанта (коммерческие перевозки):

  • ООО «Глобус», аэропорт базирования — Домодедово, Москва.
  • ООО «Джетика», аэропорт базирования — Внуково, Москва.
  • АО "ЧукотАВИА", базирующееся в Анадыре.
  • «НИИ центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина", Раменское.
  • ООО "АРКТИКА", аэропорт базирования — Черемшанка, Красноярск.
  • АО "Хабаровские авиалинии", базирование — Николаевск-на-Амуре,Хабаровск.
  • ООО «Азимут», аэропорт Туношна, Ярославль.

Какие авиакомпании прекратили перевозки в 2022 г.

В течение прошлого года девять отечественных компаний, работающих в сфере коммерческих авиаперевозок, по разным причинам приостановили свою деятельность. Часть из них были вынуждены прекратить полеты из-за расторжения в одностороннем порядке договоров о лизинге воздушных судов, арендованных российскими эксплуатантами у зарубежных партнеров.

Компании, сертификаты которых аннулированы:

  • «Скол», Калининград. В 2021 г. действие сертификата было приостановлено по причине долгов перед Государственной транспортной лизинговой компанией. В 2022 г. он был аннулирован.

Компании, действие сертификата которых приостановлено:

  • ООО «Авиакомпания Sky Gates Airlines», Москва. Один из крупнейших игроков, занимавший 3-е место по объему грузоперевозок на внутреннем рынке. Сертификат приостановлен по заявлению самого эксплуатанта.
  • ЗАО "Авиакомпания Роствертол-Авиа", Ростов-на-Дону. Авиаперевозчик осуществлял пассажирские и грузовые перевозки, но на момент 2022 года у него оставался всего один вертолет Ми-2. В результате сертификат был остановлен по заявлению самого авиаперевозчика.
  • АО "БЫСТРОЛЕТ", Санкт-Петербург. Компания планировала проводить полеты на самолетах Hawker Beechcraft, которые так и не были поставлены производителем. В итоге действие сертификата было остановлено с формулировкой «в связи с отсутствием воздушных судов более 90 дней».
  • АО "Авиакомпания Камчатка", Петропавловск-Камчатский. Сертификат остановлен по заявлению самого авиаперевозчика по причине отказа производителем из США в поставке заказанных ранее самолетов. Компании, остановившие свои полеты, но сохранившие сертификат:
  • ООО "Авиакомпания Волга-Днепр", Ульяновск.
  • ООО «Авиакомпания СИРИУС-АЭРО», Москва.
  • АО "Авиакомпания Royal Flight», Москва.
  • ООО "АТРАН", Москва.

В итоге, по данным реестра Росавиации, на начало 2023 года действующий сертификат эксплуатанта имеют:

  • в сфере коммерческих авиаперевозок — 111 компаний;
  • авиация общего назначения — 76 компаний;
  • авиационные работы — 207 компаний.

Сложности рынка и меры господдержки авиационной отрасли

Как отмечают специалисты, уход некоторых игроков с российского авиарынка в условиях санкций был прогнозируем. Особенно сложно пришлось компаниям с двойной регистрацией воздушных судов, так как они оказались отрезанными от зарубежного рынка. Сложности сохраняются и у тех авиаперевозчиков, поставку запчастей для которых и техническое обслуживание осуществляют зарубежные партнеры.

Крупные игроки на российском рынке пассажирских авиаперевозок могут чувствовать себя более спокойно. Уверенность им позволяют сохранять оперативно введенные правительством меры поддержки. Для сохранения авиационной отрасли из госбюджета было выделено более 170 млрд рублей. Полученные компаниями субсидии помогли им в условиях снижения количества воздушных перевозок сохранить свой воздушный флот и рабочие места, увеличить географию полетов по внутренним направлениям и обеспечить бесперебойную деятельность.

В результате, несмотря на сложную экономическую ситуацию, по итогам года российскими авиакомпаниями было перевезено порядка 100 млн пассажиров.

На начало 2023 года в реестре гражданской авиации России насчитывается около 230 аэродромов и более 2400 посадочных площадок. В 2023 году планируется продолжить программу модернизации инфраструктуры отечественных аэродромов. Это позволит увеличить пассажиропоток как по внутренним, так и по международным направлениям. photo_2023-02-24_13-49-19.jpg

Остались вопросы?
FAQ